Что можно посмотреть в Элисте (Калмыкия)?

Продолжаем рассказ о интересных местах Поволжья, которые не то, что можно, а рекомендуется посетить. Во время каждой своей поездки в другие регионы, помимо степей (или лесов) и водоемов с живностью, я стараюсь посетить города и побыть там некоторое время, чтобы познакомиться с достопримечательностями и культурой. Так как считаю, что каждый регион России уникален и при желании, в любом из них можно найти, что-то интересное. В данном посте речь будет идти о Элисте, столице Республики Калмыкии. 

Начать, нужно с того, что Республика Калмыкия - удивительный регион России, расположенный на юго-востоке страны. Это край степей и пустынь, с древней историей и культурой и уникальной флорой и фауной. И это единственный регион в Европе, исповедующий буддизм. Также он исповедуется в Бурятии, но она находится в азиатской части России. Ну, а столицей буддизма на территории нашей страны, можно назвать Элисту, где буквально все пропитано этой религией. В августе 2020, благодаря экспедиции по Калмыкии, мне удалось посетить этот город. К сожалению, за пару дней, что мы там были весь город не удалось посмотреть и многое осталось "за бортом". Но, тем не менее, те достопримечательности которые нам удалось посетить, вспоминаются с восхищением от увиденного. Не будем долго ходить вокруг и около и начнем.

Пагода Семи Дней

Это сооружение, примерно 15 м в высоту, находится на центральной площади Ленина. Название пагоды связано с семью буддами, пришедшими в наш мир. Купол состоит из 7 ярусов, каждый из которых посвящен определенному дню недели. По буддийским учениям, именно по завершению 7 циклов человек может достигнуть наивысшего блаженства – нирваны, что символизирует острый шпилем («ганджир»), установленным на самой верхней части крыши. Внутри пагоды размещён молитвенный барабан ("кюрде") высотой почти 2 метра и весом около 2х тон, на накотором нанесены золотыми буквами надписи мантры «Ом мани падме хум» на трех языках и заложено 75 миллионов мантр. Считается, что если молитвенный барабан будет повернут один раз, но именно с чистыми помыслами и светлой головой, то это будет означать прочтение всех мантр сразу. Среди местных ходит легенда, что если загадать желание и покрутить барабан ровно 108 раз оно обязательно сбудется. Я один раз его покрутил. Барабан довольно тяжелый и одной рукой его не сдвинешь, приходится прилагать усилия чтобы сделать полный оборот.

Пагода Семи Дней (Элиста, Калмыкия)

Молитвенный барабан в Пагоде 7 дней (Элиста, Калмыкия)

 

Фонтан "Три лотоса"

Фонтан с цветами лотоса  еще одно украшение Центральной площади Элисты. Он представляет из себя 3 серебряно-золотых столба, увенчанных цветками лотоса. Почему именно лотос? Я уже говорил о значении этого цветка в буддизме. Для тех кто не в курсе, лотос в буддизме — это не просто красивый цветок. Это символ незапятнанности. Рождаясь в мутной, грязной воде, лотос появляется чистым на ее поверхности. Ни грязь, ни дождевая вода не задерживаются на его листьях, скатываясь вниз. Считается, что человек, следующий учению Будды, своей чистотой подобен лотосу. А, согласно калмыцкой легенде, в момент рождения Будды с неба полил обильный дождь, и всюду, где только ступала его нога, вырастал огромный лотос. Вот только странно, что в конце августа он не работал, несмотря на жаркую погоду и обилие отдыхающих на площади. 

На небольшом отдалении от пагоды и фонтана стоит памятник В.И. Ленину. Но, я не стал около него задерживаться. В каждом городе подобные памятники установлены, поэтому у меня никакого интереса он не вызвал. Единственный прикольный момент, что у него голова  немного повернута в сторону и от этого получается, что он как будто с укором смотрит на Дом Правительства Республики Калмыкия. А так, вполне обычный памятник. 

 

Статуя "Будды Шакьямуни"

Честно говоря, я думал, что это просто очередная статуя будды, но оказалось, не все так просто. Оказывается, что эта статуя Будды Шакьямуни является единственной в европейской части России статуей Будды Шакьямуни, установленной на улице вне буддийского храма. Она была установлена в 1995 году в честь 60-летия Далай-ламы XIV. Это было написано на постаменте белой круглой чаши. Будда Шакьямуни считается основателем буддизма и день его рождения — 5 апреля является национальным праздником Республики Калмыкия.

Статуя "Будды Шакьямуни" (Элиста, Калмыкия)

 

Скульптура "Эхо"

Находится она в центре города, в начале улицы Ленина, которая считается местным "Арбатом". Информация их Wiki "... Скульптура изображает джангарчи — исполнителя калмыцкого эпоса «Джангар», сидящего в характерной для джангарчи позе «сидя на коленях» и играющего на калмыцком музыкальном инструменте разновидности домбры «хуура». Джангарчи нежно прижимает к сердцу домбру, которая в форме сквозного проёма символизирует единое звучание струн и исполнение эпоса «Джангара», являющегося душой калмыцкого народа. Домбра и эпос «Джангар» звучат как эхо калмыцкого народа на протяжении веков. Корпус домбры и форме сквозного проема – символ пространственной бесконечности, открытости души народа, готовности к восприятию окружающего мира. Звук домбры говорит всем, что культура не исчезнет, пока живет душа народа". Думаю, что на этом можно остановиться, так как я вообще не понял в чем тут прикол и чем эта скульптура так прославилась. И причем тут эхо?

Скульптура "Эхо" (Элиста, Калмыкия)

 

Золотые ворота - Алтн Босх

Считается, что проходящий через «Золотые ворота», очищается духовно, вступает на высокий путь, путь добродетели – белую дорогу. Также, здесь под звук колокольчиков (звенящих на ветру) загадываются желания. Она представляют собой золотистого цвета арку, на красных колоннах высотой около 15 метров. Вдоль Алтн Босх протянулась история жизни калмыцкого народа из 28 картин. В которых показаны события возведения города Золотой Орды, пленения китайского императора, Великий шелковый путь и т.д. К сожалению, они не поместились полностью в кадр.. За Золотыми воротами идет белокаменная дорожка, символизирующая путь добродетели. К слову говоря, подобные ворота есть почти в каждом крупном населенном пункте Калмыкии. Но, не такие интересные.

Золотые ворота - Алтн Босх (Элиста, Калмыкия)

 

Триумфальная Арка 

Одна из самых странных достопримечательностей Элисты. Ее построили в 2012 году как памятный знак в честь двухсотлетия победы России над Наполеоном Бонапартом и вхождению калмыков в Париж. В этом есть один большой вопрос... Из школьного курса истории, известно, что первыми в Париж вошли казаки. Они то, понятное дело, были на лошадях. А как в этот славный город вошли калмыки? На верблюдах? Представьте себе - да! Немного погуглив в бескрайних просторах интернета, я нашел интервью Эрдни Манжикова (атаман калмыцких казаков), где среди прочего было сказано, что ".... национальные формирования тем и отличались, что кроме конницы имелась лёгкая артиллерия, которая перевозилась на верблюдах. Кстати, лошади очень боятся верблюдов. Они более массивны, а разъярёнными выглядят тем более устрашающе. В атаке верблюд может развить очень большую скорость. Знаменитые французские уланы – наполеоновская гвардия – были рассеяны калмыцкими верблюжьими формированиями, которые кинули вперёд для устрашения. Французские всадники не могли удержать лошадей, те в страхе разбегались в разные стороны. Но не только экзотический компонент сыграл роль. Уже в то время наша калмыцкая конница представляла собой высоко дисциплинированное военное формирование, которое владело тактиками атаки, обмана, уходов, засад." И еще один интересный момент из истории - "... Двести сорок шесть калмыков были награждены серебряными медалями "За взятие Парижа" и были удостоены чести в числе первых войти в побежденную столицу. В связи с этим есть и ещё один интересный факт. Когда возник вопрос о взятии Парижа из калмыков и башкир составили особый отряд. И фактически использовали приёмы устрашения противника, применяемые монголами. Воинов раздели до пояса. В полуобнажённом виде с громкими криками они должны были создать кольцо вокруг определенной территории и безостановочно скакать рысью, создавая впечатление бесконечности отряда. Командующие российскими войсками предупредили французскую сторону, что в случае сопротивления запустят своих степных "дикарей" в город на пару-тройку дней. Парламентеры не понимали, что это одни и те же всадники мчаться по кругу и ужас их нарастал. Конечно, парижане пытались защитить свой город, но крупных столкновений не было и город сдался мирно".

Триумфальная Арка  (Элиста, Калмыкия)

 

Золотой всадник

Это памятник герою народного эпоса «Джангар». Покрытый сусальным золотом восьмиметровый памятник располагается на 15-метровой стеле, установленной на искусственном кургане. Его можно увидеть, если въезжать в Элисту со стороны Волгограда. По задумке, «Золотой всадник» парит в небе, охраняя степную жемчужину Элисту и её жителей, в правой руке он держит знамя, а в левой — монгольский лук. С левой стороны всадника летит верный помощник-ястреб. Образ золотого всадника, стоящего на стеле, символичен для калмыцкого народа. Это олицетворение смелости, отваги и мужества. Довольно необычное зрелище, когда он весь блестит и сияет под жарким калмыцким солнцем.

Золотой всадник (Элиста, Калмыкия)

 

Золотая обитель Будды Шакьямуни

Это крупнейший буддийский храм Республики Калмыкия и один из крупнейших буддийских храмов в Европе, который представляет собой огромное белоснежное здание, выполненное в характерном буддистской культуре стиле. Здание хурула около 65 метров в высоту и вмещает в себе самую большую в России и Европе девятиметровую статую Будды, покрытую сусальным золотом. Внутрь пускают без проблем, но съемка категорически запрещена. При этом в храм обязательно нужно входить разутыми, а женщины должны быть в юбках или набедренных платках (даются напрокат при входе), с закрытыми ногами. Когда попадаешь внутрь, первое на что обращаешь внимание - это на росписи стен, с сюжетами из буддийской культуры. Не знаю как объяснить... Но, они одновременно внушают страх и интерес. Наверняка, многие видели росписи в наших, православных храмах, которые посвящены сошествию в ад? Там где черти, скелеты, мученики в огне и т.д. Рядом не стояло, по эмоциям! 

Золотая обитель Будды Шакьямуни (Элиста, Калмыкия)

По периметру хурул забором с чередующимися через каждые пять метров небольшими ступами. Ограда имеет четыре входа с каждой стороны света, сам же храм имеет два входа с юга (парадный) и севера (служебный). Собственно, посетитель может войти на территорию центрального хурула через любой вход, но тем не менее, главными являются южные ворота, через которые по калмыцким обычаям принято входить в храм. Также вокруг хурула, в пагодах на пьедестале, расположено 17 скульптур великих буддийских учителей, которые разбросанные по всей территории.

Золотая обитель Будды Шакьямуни (Элиста, Калмыкия)

Золотая обитель Будды Шакьямуни (Элиста, Калмыкия)

Золотая обитель Будды Шакьямуни (Элиста, Калмыкия)

Около главного входа находится статуя Белого старца или Цаган Аава - покровителя всего живого на Земле (с ним изображен сайгак), покровитель калмыков, хранитель богатства и изобилия, семейного благополучия. Он – «Джилин Эзн» (Хозяин года), повелитель великой Вселенной и Космоса, ведающий вечно синим Небом, благоухающей Землей, животворящим Огнем и множеством гениев-хранителей, которые помогали калмыкам побеждать врагов, преодолевать голод и болезни. За статуей следуют две лестницы, между которых установлен фонтан. На вершине которого находится скульптура Кубера - Бог богатства и благополучия. Изображен с большим животом, двумя руками, тремя ногами, восемью зубами и одним глазом. По легенде, второй глаз он потерял по проклятию Умы за то, что подглядывал за нею, когда она оставалась наедине с Шивой.

Золотая обитель Будды Шакьямуни (Элиста, Калмыкия)

 

Старый хурул

Старым он стал называться неофициально после того, как был открыт главный хурул республики - "Золотая обитель Будды Шакьямуни". До этого являлся крупнейшим буддийским храмом республики. Официальное же название этого культового сооружения — «Геден Шеддуп Чойкорлинг», что по-тибетски буквально означает «Святая обитель теории и практики школы Гелуг», а в вольном переводе — «Святая обитель просвещенных монахов». Это название даровал Его Святейшество Далай-лама XIV. Он находится за городом и поэтому без транспорта до него не доберешься. Около входа находится небольшая парковка, но к самому хурулу нужно идти пешком.

Старый хурул (Элиста, Калмыкия)

К сожалению, когда мы там были (август 2020) он был закрыт из-за пандемии короновируса, поэтому внутрь не получилось попасть. В отличии от хурула "Золотая обитель Будды Шакьямуни" куда свободно пропускали. Ну, и второе отличие - совершенно не туристическое место. Т.е. нет толпы праздношатающегося народа. Поэтому идеально, чтобы побродить по дорожкам и подумать о чем-то своем, вечном. Я, например, после того как прогулялся и все посмотрел, довольно интересно пообщался с местным волонтером, который убирал территорию.

 

Исход и Возвращение

Очень необычный памятник посвящённый депортации калмыцкого народа в Сибирь. Эта форма политических репрессий по национальному признаку, операция НКВД, которая проводилась в 1943—1944 годах в районы Урала, Сибири и Средней Азии. В 1956 году калмыки были реабилитированы, и им было разрешено вернуться на родину. Основная мысль, которая заложена в этот памятник, это то, что "... чудовищная железная социальная и технологическая машина пытается уничтожить всё живое, веру, культуру, втягивая в себя людей, но великий дух даёт возможность проломить стену системы и вернуться на родную землю". При этом, каждый элемент здесь несет какой-то собственный смысл. Например, табун лошадей (наверху) символизирует бег времени, а голова лошади олицетворяет силу движения. Лотос (почти по середине) символизирует вечное возвращение, зародыш ребёнка в нем означает будущее возвращение. К сожалению, обратную сторону не удалось сфотографировать, так как там шли ремонтные работы (видно по постаменту). 

Исход и Возвращение (Элиста, Калмыкия)

На самом деле, это не только памятник, а целый мемориальный комплекс состоящий из нескольких элементов: собственно памятника «Исход и Возвращение», стоящего на вершине искусственно созданного кургана, железнодорожного вагона и мемориальной таблички. Подъём к памятнику осуществляется по спиральной дорожке, которая по часовой стрелке обвивает курган, повторяя обряд обхода буддийского храма хурула. В подножии кургана находится железнодорожный вагон, на котором перевозили калмыков в Сибирь. С левой стороны от его стоят 14 гранитных столбиков по числу годов (1943—1957 гг.), во время которых калмыцкий народ был в ссылке. Внутрь вагона попасть не удалось, так как он был закрыт. Может быть из-за реставрации, а может быть из-за короновируса. Кто его знает?

Исход и Возвращение (Элиста, Калмыкия)

Табличка мемориального комплекса "Исход и Возвращение" (Элиста, Калмыкия)

"... Половина детей, женщин и стариков умерло по пути — от голода и холода. Калмыцкие солдаты, которые воевали в Красной Армии против немецких войск, были отозваны с фронта и отправлены в советский концлагерь (ШирокЛаг)"

 

Если говорить именно о различных статуях, небольших памятниках и т.д., то в Элисте их огромное множество и встречаются они буквально на каждом шагу. Большинство из них посвящены местным сказкам или эпосам, а некоторые вообще не понятно, что к чему, но тем не менее интересные. К сожалению, не запомнил их названия, хотя они были подписаны, поэтому только фотографии.

\

Знаменитый памятник Остапу Бендеру - «великому комбинатору», мужчине «с мозгами» и по совместительству, герою произведений И. Ильфа и Е. Петрова. Вокруг него, полукругом, стоят знаменитые двенадцать стульев со столиками, на которых можно посидеть и отдохнуть от прогулок по Элисте. Символично, что он установлен на проспекте имени Остапа Бендера (Девятый микрорайон), который ведет в Город шахмат (Сити-Чесс), где проводятся шахматные турниры различного уровня, включая международные.

 

Одинокий тополь

Это одна из самых больших достопримечательностей в Калмыкии. Место поклонения буддистов Калмыкии. Они считают его священным деревом и совершают возле него обряды и молебны. В общем, быть в Калмыкии и не посетить этот тополь - это как быть в Москве и не прогуляться по Красной площади. Данная достопримечательность находится примерно в 30 км (~ 30 мин на машине) от Элисты. В основном, дорога асфальтная и не представляет проблем. По местной легенде, это дерево посадил буддийский монах по имени Багдохна Хурлын Пурдаш Лам в 1846 году. Он привёз с собой семена тополя, которые находились в надрезе дорожного посоха. Этот посох Пурдаш-багши закопал на самой высокой точке местной возвышенности возле посёлка Хар-Булук и вскоре на этом месте взошёл тополиный росток. Вроде очередная сказка, и не более... Но, после поездки по степям, где очень большая проблема с деревьями, поневоле начинаешь верить в эту легенду. В отличие от других калмыцких деревьев, этот тополь вырос в огромное дерево (около 20 м высотой) с большими ветвями, отбрасывающими тень.

Одинокий тополь (Элиста, Калмыкия)

Чуть в стороне стоит Ступа Калачакры — это редкий буддийский монумент, который занимает особое место среди буддийских архитектурных сооружений. Всего в мире их насчитывается около 10. В основание ступы находится молитвенный барабан, в котором находится тысяча мантр. Обходя ступу и вращая барабан, человек устраняет все негативные  преграды на пути к благополучию, а также преодолевает возникающие препятствия для разрешения проблем в различных сферах жизни. Уникальность этой ступы в том, что она находится на крыше, а не на земле, как другие.

Ну вот собственно и все, что мне хотелось бы рассказать о этом уникальном городе, который я очень рекомендую для посещения. Тем более сейчас, когда половина стран закрыты для посещения, а в другие непонятно как добираться. А тут все свое, родное. Да еще и экзотическое. Ну где вы еще сможете увидеть буддийские храмы и послушать пение их мантр, не покидая страну? Вот и именно. Алтай далеко, а Калмыкия близко.

Вид на Золотая обитель Будды Шакьямуни при вьезде в Элисту

Поездка осуществлена благодаря финансовой поддержке Сергея Пальчикова.
За что выражаем ему большое спасибо!)

Яндекс.Метрика

Природа Республики Мордовия

Мордовский государственный заповедник