В этом городе я побывал благодаря тому, что попал в Муромский заказник, в далеком 2019 г. В общей сложности я там был около суток. Но за это время успел погулять и посмотреть почти все, что запланировал. Впечатление о нем осталось как о нем довольно положительное - это небольшой чистый город и похоже очень религиозного. У меня такое ощущение, что там церквушки и храмы расположены на каждом шагу. Сейчас поймете почему.
Должен сразу извиниться за разное качество фотографий, так как снимал и на фотоаппарат и на телефон, соответственно качество разное. И еще один момент. Я искал ракурсы и точку съемки, так чтобы в кадре не было проводов и столбов - это относится к холму, на котором стоит один из символов города - памятник Илье Муромцу. Но, к сожалению мне не подвластно искусство избегать коммуникаций в кадре. Дома я пытался пошаманить в PhotoShop'e, но потом плюнул и забил. В конце концов - если администрации города пофигу, что около этого места, которое по сути, должно быть магнитом для туристов, висят провода и стоят столбы, которые портят все впечатление, то почему я должен переживать по этому поводу? Это единственное негативное впечатление об этом городе.
Немного исторической справки из путеводителя "... Муром, город во Владимирской области - один из древнейших городов России расположенный на высоком левом берегу реки Ока на границе с Нижегородской областью. Город вытянулась вдоль левого берега реки Ока с севера на юг на 8 км., центральная часть города с востока на запад уходит от реки на 5 км. Первое упоминание о нем в "Повести временных лет" относится к 862 году. В середине IX в. низовья Оки были густо населены мордовскими племенами, среди которых выделялось племя мурома (отсюда и название будущего города). Но некоторые исследователи полагают, что слово "муром" означает "возвышенность у воды", что вполне соответствует расположению города на высоком берегу реки Оки. Муром признан родиной былинного богатыря Ильи Муромца. Тысячи паломников ежегодно посещают муромские монастыри, самому древнему из которых исполнилось более 900 лет.". От себя хочется добавить, что и тут без мордвы не обошлось.
На гербе города Мурома нарисовано три калача, что отражает известное местное занятие - выпечку всяких вкусняшек. Наверное, каждому известны выражения - "муромский калач" и "тульский пряник". Но, до Тулы я еще не добрался, поэтому не знаю какие у них там пряники. А вот выпечка и хлеб в кафешках, в Муроме очень вкусные, тут не придерешься. По местной легенде, в 1781 г. через город, по каким-то своим делам, проезжала Екатерина II и ей так понравились местные калачи, что она повелела поместить их на герб города. Памятник этой достопримечательности установлен почти в центре, недалеко от площади 1100-летия. Самое интересное, что этот памятник теплый (!). Пишут, что у него поддерживается постоянная температура, около 35 градусов, чтобы он не треснул от мороза. По информации из интернета, в планах установить в калач распылители, после чего скульптура будет пахнуть свежеиспеченным хлебом.
Когда готовился к поездке, первым делом, я хотел проехать по знаменитому Муромскому мосту. Тем более, что 1 августа 2013 года этот мост был назван самым красивым мостом России. К сожалению, собственных фотографий этого чуда инженерной мысли у меня нет, так как я сидел за рулем. Поэтому приходится довольствоваться фотками из google. Мост через р. Оку длиной 1,5 км и шириной 15 м был построен в 2009 г и соединяет Владимирскую (г. Муром) и Нижегородскую области (г. Навашино). Он действительно впечатляет, когда через него проезжаешь. Ничего подобного я до этого не встречал. После того как его проехали и въехали в город, вышла одна курьезная ситуация. Мы хотели найти кафешку, чтобы перекусить и посмотреть памятник Илье Муромцу. Посмотрели по google картам, что памятник находится почти на набережной и практически рядом как раз была какая-то кафешка. Забиваем точку, google прокладывает нам путь... и заводит во двор какой-то больницы. Я еще думаю "Что-то странно, что на набережную идет дорога через больницу? Ну может так надо, мало ли". Выехали на исходную, забили точку в Яндекс Картах и доехали куда нужно. Вот вам и импортозамещение) Но мост, конечно, шикарен!
Теперь про Илью Муромца. Что вы о нем знаете? Что он до 30-лет сидел на печи, а потом пошел с бусурманами махаться? Ну и еще то что это самый знаменитый русский богатырь и герой многочисленных былин. До недавнего времени, мои знания на этом заканчивались. Если вы знали о нем гораздо больше - я очень рад вашей эрудированности. Для тех кто про него знает так же скудно как и я - садитесь поудобней... слово молвить буду.
Я был очень удивлен, что это реальный исторический персонаж и захоронен он в Антониевой пещере Киево-Печерского монастыря (Украина). Считается, что родился он около 1143, в селе Карачарово, которое находится недалеко от Мурома. До 30 с хвостиком лет он лежал на печи, так как у него был паралич ног. Лежал он, лежал, никого не трогал и тут вдруг по селу проходили какие-то нищие странники, зашли к нему в дом и попросили юношу подать им воды. Он им объяснил, что не может ходить. Но пришлые настойчиво повторили просьбу - она звучала уже как приказ. "... И Илья, внезапно почувствовав небывалую силу, впервые встал на ноги. Калики и благословили его на ратные подвиги". И пошел Илья Русь Матушку защищать, да от басурман поганых очищать. А после всех подвигов своих ратных, он пошел в Киево-Печерскую лавру, там принял монашеский постриг под именем Ильи ".. и все дни его проводили в своей келье в молитвах, сменив меч железный на меч духовный и стал проводить остаток жизни в сражении не за земные блага, а за небесные" Ну, а потом уже, через несколько веков был канонизирован церковью под именем Ильи Муромца.
Но и это еще не все. В 1988 г. какая-то там умная государственная комиссия вскрыла его мощи и обследовала остатки. И выяснила, что в поясничном отделе тела Ильи имелось искривление позвоночника вправо и явно выраженные дополнительные отростки на позвонках, затруднявшие движение богатыря в молодости. Таким образом, это полностью подтверждалось легендой о том, что в юности Илья долгие годы не мог двигаться. Кроме того, ученые обнаружили множественные переломы ключиц, сломанные ребра, следы от удара копья, сабли, меча. Что, в свою очередь, подтверждало легенды о том, что Илья был воином и участником жестоких сражений. Эти же ученые мужи установили, что смерть наступила в результате обширной раны в области груди, скорее всего от удара копья, пробившего грудь и пригвоздившего левую руку к телу. Но вот где именно и при каких обстоятельствах он погиб - это до сих пор не ясно. По одной из версий произошло это в 1203 году во время набега на Киев объединенных войск Рюрика и половцев. Город тогда взяли приступом, Киево-Печерский монастырь и Софийский собор разграбили, большую часть столицы сожгли дотла. Естественно такая личность как Илья не могла оставаться в стороне и он пошел защищать свой монастырь. Но получилось так, что сложил он за него свою буйную голову.
Сам памятник был установлен в 1999 г. На нем Илья изображен в шлеме и кольчуге, из-под которой заметна монашеская риза. В одной руке у былинного героя — прижатый к груди крест, а в другой — поднятый над головой меч. Его взгляд обращён в сторону Оки — туда, где сотни лет назад проходила граница русских земель. Высота памятника — 21 метр. Снизу напостаменте 4 грифона - символы мощи и победы. И надпись: «Русь храни веру православную. Встань за веру русская земля».
От памятника вниз ведет лестница, к набережной Оки. Собственно случайное фото, с видом на город. Справа набережная и тротуар для прогулок. Удивило, что на набережной лежат камни (на фото видно). Зачем они там нужны совершенно не понятно. Сколько храмов вы видите на фотографии? Подскажу - 4! А позади меня еще один стоит. Я сделал попытку дойти до всех этих храмов, но к сожалению она не увенчалась успехом. Со стороны набережной к ним сложно пройти - там небольшая речка, заросли травы и т.д. Тропинка есть, но я не решился там шастать. Не помню почему так решил.
Большую кирпичную башню видите? Знаете что это такое? А я вам расскажу! Это водокачка. В 1864 года в Муроме состоялось открытие водопровода, который построили на средства городского головы Алексея Ермакова. в то время водопровода не было даже во Владимире. Местная легенда гласит, что однажды во время прогулки Ермаков встретил женщину, которая несла воду в вёдрах на коромыслах. Поднимаясь в крутую гору, она посетовала на то, что тяжело носить воду от родников, и тогда губернатору пришла в голову идея построить в городе водопровод. Собственно речь похоже идет именно об этом месте... Чтобы подняться к памятнику - нужно подниматься в гору, снизу родники. В общем, передавая водопровод городу, А. В. Ермаков поставил условия: все жители должны пользоваться водою из фонтанов бесплатно; водопровод не должен сдаваться в аренду с целью взимания платы за право пользоваться водой; первые три года водопровод содержат сами жители, а затем городская дума. Как там сейчас с этим делом обстоят дела - я не знаю и что находится в этом здании - мне тоже не известно.
Я смог дойти только до одного храма, который называется Николо-Набережная церковь, которая была построенная в 1717 г. Внизу у подножия горы бьёт Никольский родник, у которого, по преданию, несколько раз являлся сам Николай Чудотворец. Считается, что подземный ручей, прежде чем выйти на поверхность, омывает серебряный крест, заложенный в основании храма.
На набережной также стоит церковь святых Космы и Дамиана - это один их старейших храмов Мурома, построенный в 1565 г. и старейшее здание в городе, сохранившееся до наших дней. Согласно преданию, он был основан по повелению царя Ивана Грозного. В 1552 году царь во время похода на Казань остановился в Муроме и поклялся, что если поход окончится успехом, то в городе будут воздвигнуты каменные храмы. На берегу Оки, там где стоял царский шатер и откуда Иван Грозный наблюдал за переправой войск, воздвигли храм Космы и Дамиана. Храм был назван в честь двух местных жителей, братьев-кузнецов. Они решили помочь Ивану Грозному расправиться с татарами и переодетые, проникли во вражеский лагерь на другом берегу реки и подожгли его. В суматохе пожара русские войска переправились через реку и успешно атаковали воинство хана. Но, к сожалению, отважные Косьма и Дамиан погибли в сражении.
После небольшой прогулки по городу и дегустирования местного кваса, наткнулись мы на храмовый комплекс, который объединяет Благовещенский и Троицкий собор. Находятся они практически на одной территории и разбирая фотографии я не мог понять, какой из них какой, пока не залез в google. Затруднение еще в том, что на территории этих соборов находятся другие мелкие церквушки. Самое интересное, что Благовещенский монастырь является мужским, а Троицкий - женским и находятся они в шаговой доступности друг от друга. Там же стояла группа экскурсантов, к которым я примазался и немного послушал занимательных историй. Собственно о них ниже.
Благовещенский монастырь построен в 1555 г и находится на месте двора князя Ярослава Святославича. По легенде местные жители долгое время исповедовали языческую религию и поклонялись силам природы. Узнав об этом, князь Ярослав выпросил у своего отца Муром себе в удел, чтобы обратить жителей города в христианскую веру. В этом богоугодном деле ему помогали сыновья Михаил и Федор. Понятное дело, что муромские язычники, не хотели принимать князя, сопротивлялись и даже убили его младшего сына Михаила, защищавшего княжеские палаты. Навстречу разъяренной толпе вышел Ярослав, но не с оружием, а с иконой Богоматери в руках. Образ просиял, и пораженные чудом язычники раскаялись в злодеянии и приняли христианство в водах близлежащего озера Кстово.
В настоящее время, в Благовещенском соборе находятся мощи Ярослава Святославовича, а также двух его сыновей - Михаила и Федора. Еще там храниться надгробный камень с могилы святых князей, который почитают в городе как исцеляющий от различных болезней. А во дворе этого собора сохранились старинные захоронения различных настоятелей этого храма.
Буквально в паре шагов от него, располагается Троицкий женский монастырь, построенный в 1642 г. Известен тем, что в нём находятся мощи святых Петра и Февронии, которые почитаются в России как покровители семьи и брака. Кстати, если кто не в курсе, то в Муроме ежегодно проводится праздник «
По местной легенде монастырь основан во второй четверти XVII века купцом Тарасием Цветновым. На месте, где согласно преданию, в XII веке святой князь Константин, считающийся крестителем Мурома, поставил деревянную церковь во имя святых князей-страстотерпцев Бориса и Глеба. В 1642—1643 годах на месте этого деревянного храма был возведён Свято-Троицкий каменный собор, сохранившийся до настоящего времени. Помимо мощей Петра и Февронии там еще хранится Виленский крест-мощевик. И вот тут уже мне стало интересно. Нет, этот крест я не видел, так как не заходил внутрь, поэтому про его внешний вид ничего не могу сказать. Но, не в этом суть.
В стародавние времена, жил да был боярин, Василий Микулин. И вот каким-то образом, по непонятным причинам, довелось ему принимать участие во взятии города Вильнюса (Эстония) в 1657 году. В одной из разграбленных церквей нашел он этот самый серебряный крест-мощевик - это крест в котором в особых углублениях хранятся мощи каких-нибудь святых. В общем, нашел он его и утащил с собой. И вот однажды, когда этот боярин спал, во сне пришло ему видение, в котором было сказано, чтобы он чтобы сей крест отвез в град Муром и передал его Тарасию Цветнову, дабы тот поместил его в новый монастырь, им построенный. Боярин отложил это дело на потом, когда будет свободное время. Но, вместо свободного времени, пришла война с крымскими татарами и боярин попал в плен. Видимо плен в то время был каким-то особенным, а не таким каким мы его знаем по книжкам или по фильмам о Великой отечественной, так как все время, что Василий Микулин был в плену, он носил этот крест с собой. Хочу заметить, что это не нательный крестик, а довольно приличная, по размерам, штука. Василий постоянно, со слезами молился, чтобы крест избавил его от поганых басурманских рук и каялся, прося прощения, за непослушание и видимо за то, что храмы грабил и ворованное с собой таскает. Однажды, он переступив страх и уверовав в помощь креста, решился на побег. Естественно, за ним отправили погоню, но крест помог избежать пленения - татары прошли мимо Василия, не заметив его. А разве могло быть по другому? И вот, после долгого скитания по степям и лесам, питаясь травой и кореньями, он наконец вышел к Мурому, нашел Тарасия Цветнова, отдал ему животворящий крест и рассказал свою историю. Которая настолько чудесна, что я воздержусь от комментариев.
Вид с внутреннего двора Троицкого монастыря. С правой стороны - Троицкий собор, по центру - Церковь Сергия Радонежского, слева виден кусочек купола Часовни Петра и Февронии Муромских.
Недалеко от стен стен Троицкого женского монастыря, находится памятник святым Петру и Февронии (в самом монастыре хранятся их мощи). Все же слышали эту удивительную историю, которая достойна пера Стивена Кинга? В путеводители по городу, о этой паре написано всего несколько строк. Как я понял, основная их заслуга (за что их почитают), в том, что "... они дали друг другу обещание умереть в один день и час и быть похороненными вместе, в едином гробе, который изготовили себе еще при жизни". Причем здесь Кинг спросите вы? Ну, например, вот поэтому "... Супруги даже приготовили двухместный гроб, в котором их тела разделяла бы лишь тонкая перегородка. Предание гласит, что мольбы их были услышаны и они преставились в один и тот же час — 25 июня 1228 года по старому стилю (8 июля по действующему календарю). Но воля усопших не была исполнена, супругов похоронили по отдельности. Но, два раза случалось необъяснимое, и тела невероятным образом оказывались вместе. После этого священнослужители захоронили Петра и Февронию вместе возле церкви Рождества Пресвятой Богородицы" (цитата с культура. рф)
Еще раз - два раза (!), два трупа, воссоединялись после разлуки. Я все понимаю, любовь, верность и все такое. Но, видимо я в свое время насмотрелся фильмов Джорджа Ромеро и там блуждание мертвецов не фига не было романтичным. Почти любое сказание, если копнуть глубже, разбивается о банальную логику. Нет, я прекрасно понимаю, что должны быть какие-то истории с мистическим содержанием и великими героями. Но, можно ведь было придумать другую легенду? К религии, я отношусь ровно, так как там есть интересные вещи, которых надо придерживаться, но не более.
Ну и в заключении несколько фотографий во время прогулки по этому славному городу, который явно заслуживает внимания, чтобы его посетить. Никто же не заставляет вас вдумываться в легенды? Достаточно просто посмотреть на древние храмы, как на историческую ценность. Тем более, что сейчас так уже не делают.
Церковь преподобного Сергия Радонежского, построенная в 1715. Изначально находилась в селе Красное, на территории Меленковского уезда Владимирской губернии. На территорию храма была перевезена в 1980 г. Интересно то, что черепица на куполах изготовлена из ольхи, хотя обычно такие вещи делают из дуба. Ну и вообще деревянные крыши, в наше время, довольно интересно и необычно смотрятся.
Дерево плача или скорби (не помню точно как называется), на территории Троицкого женского монастыря, с которого постоянно капают капли воды, символизирующие слезы. Позади него находится исповедальня, где можно рассказать о своих грехах. При мне там девушка разговаривала со священником.